Главной и, собственно, единственной целью науки Йоги является познание Атмана. Зачастую термин Атман не переводят с санскрита и объясняют его как дух, душа и т.д. Однако Атман переводится как возвратное местоимение “сам”. Таким образом, когда в традиционных текстах йоги говорят о познании Атмана, то это обозначает познание именно себя, а не какой-то отдельной сущности. Суть познания себя заключается в различении “себя” и того, что “собой” не является. Всевозможные привычки, стереотипы, представления, фантазии и заблуждения, с которыми мы привыкли себя отождествлять, необходимо распознать и отбросить. И так до тех пор, пока не останется никаких противоположностей, а лишь собственная истинная природа.
Заблуждения и невежество относительно собственной природы приводят к боли и страданиям как на уровне физического тела (травмы, болезни, хронические недомогания и пр.), так и на уровне ума (стрессы, беспокойства, недовольства и т.д.). Различают три вида боли:
1. Боль, возникающая от своих слабостей и неправомерного поведения в отношении самого себя.
2. Боль, возникающая от неправомерных взаимоотношений с другими живыми существами.
3. Боль, возникающая от неправомерного отношения с природными силами.
Таким образом, познание себя способствует избавлению от трех видов боли, возникающих вследствие невежества относительно собственной природы.
Хатха йога - это набор действенных инструментов для реализации раджа йоги. То есть раджа йога - это не какой-то отдельный вид йоги, но достигнутая цель, а именно избавление от боли путем различения “себя” от того что “собой” не является. Также существуют определенные правила и ограничения (яма и нияма), которые используются как инструкции к применению инструментов. В хатха йоге выделяют одно главное правило - митахара (контролируемый прием чистой пищи) и одно важнейшее ограничение - ахимса (непричинение вреда). Без применения указанного правила и ограничения никакие инструменты хатха йоги пользы не принесут, и даже могут принести вред и разочарование.
Практические инструменты хатха йоги, которые способствуют реализации указанной цели разделены на три уровня:
1. Внешние практики (байранга садхана).
2. Внутренние практики (антаранга садхана).
3. Глубинные практики (парамантаранга садхана).
Внешние практики включают в себя пять инструментов: асана, крийя, пранаяма, мудра и бандха.
Внутренние практики включают в себя три инструмента: дхарана, дхьяна и самадхи, которые объединены под общим термином - самьяма. Внешний и внутренний уровни практики связывает такой промежуточный инструмент, как пратьяхара.
Глубинный уровень - это уже не какой-то практический инструмент, но результат, итог предыдущих шагов, то есть это существование без боли и страдания и полное освобождение от ограничений собственного ума.
Важнейший принцип хатха йоги базируется на обнаруженной древними йогинами взаимосвязи между деятельностью рассудочного ума (манас) и жизненного дыхания (прана вайю). Таким образом, для того чтобы освободить ум от гнёта привычек и разных наслоений, необходимо освободить от ограничений дыхание. Процесс подобного упорядочения дыхания и снятия ограничений с его движения называется пранаяма. Фактически все инструменты хатха йоги - это различные стадии пранаямы. Неконтролируемые мысли, заблуждения, фантазии, беспокойства ума собственно и являются некого рода завесой, которая скрывает нашу истинную природу. Чем более беспокоен рассудок, тем более ”плотная” завеса и тем более неупорядочено дыхание (быстрое, поверхностное, прерывистое и т.д.).
Однако если создать правильные условия, например применяя в должном порядке инструменты хатха йоги, то дыхание успокаивается, становится ритмичным, тихим, а дыхательный цикл существенно удлиняется. И тогда, как следствие, дыхание как бы “принуждает” рассудок тоже успокоится, что способствует сосредоточению, открытости и гибкости ума. Окончательная же цель хатха йоги создать такие условия, когда дыхание спонтанно полностью прекращается. Тогда все завесы рассеиваются и появляется возможность познать собственную истинную природу. Такое прекращение дыхания называется кевала кумбхака, это соответствует глубинному уровню практики (парамантарагна садхана) и окончательной реализации цели йоги.
Хатха йога начинается с асаны, которая вместе с митахарой (контролируемый прием чистой пищи) позволяет избавится от привычек, привязанностей и пристрастий в сфере чувственных удовольствий (еда, сон, секс и пр.) Постепенно избавляясь от ненужных привычек и пристрастий в “еде” и культивируя асану, тело приобретает силу, устойчивость и жизнеспособность; дыхание и сердце успокаиваются, а ум стабилизируется и становится более сосредоточенным, гибким и восприимчивым. В итоге у человека освобождается огромное количество ресурсов, времени и сил, которые можно использовать с бОльшей пользой, нежели поиск и переваривание еды и прочих чувственных удовольствий.
Изучение и культивирование асаны состоит из трех стадий: предварительная форма (вьяяма), собственно асана и завершающие действия. Эти три стадии изучения и культивирования асаны создают фундамент и условия для изучения последующих инструментов внешней и внутренней практики хатха йоги: крийя, сахита пранаяма, мудра, бандха и лайя. Причём для качественного усвоения материала первой стадии - предварительных форм (вьяям) - может потребоваться от 5 до 7 лет регулярной, дисциплинированной и настойчивой практики. Только когда тело, дыхание и ум в достаточной степени изменятся, можно приступать к серьезному изучению и культивированию собственно асаны. На это тоже может уйти оn 5 до 7 лет.
Таким образом, только чтобы подготовить тело, дыхание и ум к таким инструментам хатха йоги как пранаяма, мудра и т.д. может потребоваться от 10 до 14 лет регулярной, настойчивой, дисциплинированной и терпеливой практики вьяям и базовых асан.
Предварительные формы (вьяямы), асана и завершающее действия с одной стороны создают прочный фундамент и готовят тело/дыхание/ум к дальнейшей практике хатха йоги для тех, кто намерен изучать эту науку в “полном объёме”. Но с другой стороны они же, для тех, кто хочет просто улучшить качество жизни, могут являться самодостаточными инструментами для восстановления и поддержания в течении всей жизни тела/дыхания/ума в более-менее приличном состоянии и являться средствами самодиагностики и самонастройки в случае возникновения стрессовых ситуаций, что в итоге может помочь минимизировать необходимость общения с врачами и уменьшения страданий от болезней и недомоганий.
Главной и, собственно, единственной целью науки Йоги является познание Атмана. Зачастую термин Атман не переводят с санскрита и объясняют его как дух, душа и т.д. Однако Атман переводится как возвратное местоимение “сам”. Таким образом, когда в традиционных текстах йоги говорят о познании Атмана, то это обозначает познание именно себя, а не какой-то отдельной сущности. Суть познания себя заключается в различении “себя” и того, что “собой” не является. Всевозможные привычки, стереотипы, представления, фантазии и заблуждения, с которыми мы привыкли себя отождествлять, необходимо распознать и отбросить. И так до тех пор, пока не останется никаких противоположностей, а лишь собственная истинная природа.
Заблуждения и невежество относительно собственной природы приводят к боли и страданиям как на уровне физического тела (травмы, болезни, хронические недомогания и пр.), так и на уровне ума (стрессы, беспокойства, недовольства и т.д.). Различают три вида боли:
1. Боль, возникающая от своих слабостей и неправомерного поведения в отношении самого себя.
2. Боль, возникающая от неправомерных взаимоотношений с другими живыми существами.
3. Боль, возникающая от неправомерного отношения с природными силами.
Таким образом, познание себя способствует избавлению от трех видов боли, возникающих вследствие невежества относительно собственной природы.
Хатха йога - это набор действенных инструментов для реализации раджа йоги. То есть раджа йога - это не какой-то отдельный вид йоги, но достигнутая цель, а именно избавление от боли путем различения “себя” от того что “собой” не является. Также существуют определенные правила и ограничения (яма и нияма), которые используются как инструкции к применению инструментов. В хатха йоге выделяют одно главное правило - митахара (контролируемый прием чистой пищи) и одно важнейшее ограничение - ахимса (непричинение вреда). Без применения указанного правила и ограничения никакие инструменты хатха йоги пользы не принесут, и даже могут принести вред и разочарование.
Практические инструменты хатха йоги, которые способствуют реализации указанной цели разделены на три уровня:
1. Внешние практики (байранга садхана).
2. Внутренние практики (антаранга садхана).
3. Глубинные практики (парамантаранга садхана).
Внешние практики включают в себя пять инструментов: асана, крийя, пранаяма, мудра и бандха.
Внутренние практики включают в себя три инструмента: дхарана, дхьяна и самадхи, которые объединены под общим термином - самьяма. Внешний и внутренний уровни практики связывает такой промежуточный инструмент, как пратьяхара.
Глубинный уровень - это уже не какой-то практический инструмент, но результат, итог предыдущих шагов, то есть это существование без боли и страдания и полное освобождение от ограничений собственного ума.
Важнейший принцип хатха йоги базируется на обнаруженной древними йогинами взаимосвязи между деятельностью рассудочного ума (манас) и жизненного дыхания (прана вайю). Таким образом, для того чтобы освободить ум от гнёта привычек и разных наслоений, необходимо освободить от ограничений дыхание. Процесс подобного упорядочения дыхания и снятия ограничений с его движения называется пранаяма. Фактически все инструменты хатха йоги - это различные стадии пранаямы. Неконтролируемые мысли, заблуждения, фантазии, беспокойства ума собственно и являются некого рода завесой, которая скрывает нашу истинную природу. Чем более беспокоен рассудок, тем более ”плотная” завеса и тем более неупорядочено дыхание (быстрое, поверхностное, прерывистое и т.д.).
Однако если создать правильные условия, например применяя в должном порядке инструменты хатха йоги, то дыхание успокаивается, становится ритмичным, тихим, а дыхательный цикл существенно удлиняется. И тогда, как следствие, дыхание как бы “принуждает” рассудок тоже успокоится, что способствует сосредоточению, открытости и гибкости ума. Окончательная же цель хатха йоги создать такие условия, когда дыхание спонтанно полностью прекращается. Тогда все завесы рассеиваются и появляется возможность познать собственную истинную природу. Такое прекращение дыхания называется кевала кумбхака, это соответствует глубинному уровню практики (парамантарагна садхана) и окончательной реализации цели йоги.
Хатха йога начинается с асаны, которая вместе с митахарой (контролируемый прием чистой пищи) позволяет избавится от привычек, привязанностей и пристрастий в сфере чувственных удовольствий (еда, сон, секс и пр.) Постепенно избавляясь от ненужных привычек и пристрастий в “еде” и культивируя асану, тело приобретает силу, устойчивость и жизнеспособность; дыхание и сердце успокаиваются, а ум стабилизируется и становится более сосредоточенным, гибким и восприимчивым. В итоге у человека освобождается огромное количество ресурсов, времени и сил, которые можно использовать с бОльшей пользой, нежели поиск и переваривание еды и прочих чувственных удовольствий.
Изучение и культивирование асаны состоит из трех стадий: предварительная форма (вьяяма), собственно асана и завершающие действия. Эти три стадии изучения и культивирования асаны создают фундамент и условия для изучения последующих инструментов внешней и внутренней практики хатха йоги: крийя, сахита пранаяма, мудра, бандха и лайя. Причём для качественного усвоения материала первой стадии - предварительных форм (вьяям) - может потребоваться от 5 до 7 лет регулярной, дисциплинированной и настойчивой практики. Только когда тело, дыхание и ум в достаточной степени изменятся, можно приступать к серьезному изучению и культивированию собственно асаны. На это тоже может уйти оn 5 до 7 лет.
Таким образом, только чтобы подготовить тело, дыхание и ум к таким инструментам хатха йоги как пранаяма, мудра и т.д. может потребоваться от 10 до 14 лет регулярной, настойчивой, дисциплинированной и терпеливой практики вьяям и базовых асан.
Предварительные формы (вьяямы), асана и завершающее действия с одной стороны создают прочный фундамент и готовят тело/дыхание/ум к дальнейшей практике хатха йоги для тех, кто намерен изучать эту науку в “полном объёме”. Но с другой стороны они же, для тех, кто хочет просто улучшить качество жизни, могут являться самодостаточными инструментами для восстановления и поддержания в течении всей жизни тела/дыхания/ума в более-менее приличном состоянии и являться средствами самодиагностики и самонастройки в случае возникновения стрессовых ситуаций, что в итоге может помочь минимизировать необходимость общения с врачами и уменьшения страданий от болезней и недомоганий.